Это только в песне "первым делом самолеты..."
12 августа 2005 года
Начался конфликт с того, что в начале августа 60 процентов акций "Ильюшин финанс" были арестованы Басманным арбитражным судом Москвы в связи с расследованием уголовного дела в отношении генерального директора этой компании Бориса Рубцова. По мнению прокуратуры, директор ИФК злоупотребил своими полномочиями, когда часть перечисленных его компании бюджетных средств была отражена в балансе не как увеличение уставного капитала, а как "добавочный капитал". Насколько серьезно это обвинение - судить трудно. Сами представители ИФК от комментариев воздерживались. Зато на не слишком щепетильных сайтах типа "Компромат.ру" появились публикации, в которых утверждалось, что причиной ареста акций ИФК и возбуждения уголовного дела против его директора стали происки конкурента - Финансовой лизинговой компании.
Поводом для этих утверждений стал тот факт, что иск против Рубцова подала фирма "Лидер", директор которой - некто Берестников - ранее занимал высокую должность в ФЛК. При этом, несмотря на то что контрольные пакеты акций обеих лизинговых компаний находятся в собственности российского правительства, авторы публикаций особо педалировали на "татарское" происхождение ФЛК: одни заголовки чего стоят: "Татары подрезают крылья россиянам", "В авиапроме назревает "Куликовская битва". И рисовали апокалиптические картины, которые ждут "выходящий из кризиса" российский авиапром, в частности воронежский и ульяновский авиазаводы, с которыми работала ИФК, в случае "татарской" победы.
Продолжением конфликта стал запрос депутата Госдумы от Воронежа Александра Сысоева генпрокурору РФ Владимиру Устинову и вице-премьеру Александру Жукову с просьбой оградить "Ильюшин финанс" от происков конкурентов и тщательно расследовать деятельность ФЛК. Депутат предполагает, что в 2002 году ФЛК обманным путем выиграла федеральный конкурс на организацию лизинга российских самолетов. В частности, одним из условий конкурса было наличие у компании больших объемов свободных средств. Уставный капитал ФЛК (учредителями компании на тот момент являлись правительство Татарстана и аффилированные с ним Татнефть и банк "Зенит") к началу конкурса был увеличен до 1,5 миллиарда рублей, что и предопределило ее победу. Однако сразу после этого из уставного капитала ФЛК разными способами было выведено 1,37 миллиарда рублей. Вот депутат и подозревает, что эти деньги не были собственностью компании, а специально привлекались для надувания уставного капитала под конкурс...
История, описанная депутатом Сысоевым, выглядит вполне правдоподобно и для практики российского бизнеса в общем-то типична. Но, в конце концов, решение о победе и ФЛК, и ИФК на приснопамятном конкурсе определялось не только и не столько финансовыми показателями компаний, сколько соображениями целесообразности и мощью лоббистов. Просто две эти компании оказались единственными в России тесно связанными с крупными и еще способными на реанимацию авиазаводами: ФЛК - с казанским объединением имени Горбунова, ИФК - с воронежским авиапредприятием. Это и определило их победу на конкурсе, а вовсе не формальные экономические показатели. Поэтому вопрос, надувался ли уставник ФЛК, не самый актуальный. Куда любопытнее, чем вызвана разразившаяся информационная война между двумя лизинговыми компаниями.
Наблюдатели связывают эту войну с дележом тех самых 6 миллиардов рублей бюджетных средств, выделяемых на поддержку лизинга. Дело в том, что деньги двум этим компаниям выделялись и ранее, но пропорция их была такова, что ИФК получала несколько больше, нежели ФЛК. А результат выходил обратный. За два года ФЛК передала авиакомпаниям в лизинг 5 самолетов "Ту-214" казанской сборки. В то время как ИФК - лишь 3 машины "Ту-204" ульяновского авиазавода и ни одного самолета "Ил-96-300" своего базового воронежского завода. Возможно, именно по этой причине в 2005 году пропорция господдержки изменилась в пользу ФЛК. Эта компания должна получить 3,25 миллиарда рублей, в то время как "Ильюшин финанс" - 2,75 миллиарда.
Рустам ВАФИН, "Вечерняя Казань"